Главная | Полезная информация | Обслуживание лодочных моторов – о топливе и не только

Обслуживание лодочных моторов – о топливе и не только

Обслуживание лодочных моторов – о топливе и не толькоНесмотря на всё более ужесточенную конкуренцию со стороны электромоторов, бензиновые двигатели внутреннего сгорания продолжают оставаться наиболее популярным решением для различных типов лодок. И здесь нет ничего удивительного, если учесть тот факт, что основным достоинством бензинового мотора является мощность, максимальная скорость и сам процесс его эксплуатации. Согласитесь, проще держать в лодке лишнюю канистру с горючим, чем дополнительный аккумулятор, заряд которого, к тому же, сложно определить в пересчете на километры пути. Впрочем, справедливости ради, и у электромоторов есть свои преимущества, но речь в данной статье не о сравнении электрических и бензиновых моторов, а о том, как наилучшим образом обеспечить длительную и надежную эксплуатацию бензиновых двигателей. И речь, в первую очередь, пойдёт о топливе.

Немного теории

Чтобы понять, какое топливо нам необходимо вспомним некоторые основы теории работы бензиновых двигателей. Работу двигателя внутреннего сгорания обеспечивает горение бензино-воздушной смеси в цилиндрах. В нормальных условиях скорость горения данной смеси составляет от 30 до 40 м/с, что обеспечивает плавную работу двигателя. Но, если степень сжатия смеси в цилиндрах превышает способность топлива к сопротивлению детонации, то при определенных условиях скорость горения может достигать 2,5 тыс. м/с. Смесь в этом случае сгорает взрывообразно и это явление называется детонацией.

Наличие детонации не способствует нормальной работе двигателя и, при определенных условиях, уже через считанные часы может понадобиться ремонт лодочного мотора. В «лучшем» случае – уменьшится КПД двигателя. Основным фактором, влияющим на появление детонации, является соответствие производительности мотора степени параметрам используемого топлива. Чем больше бензино-воздушная смесь сжимается в цилиндрах двигателя, тем более высокооктановым должно быть топливо. В противном случае, топливно-воздушная смесь воспламенится раньше, чем поршень достигнет верхней точки. Вот что необходимо учесть, используя малооктановый бензин для высокопроизводительного двигателя.

Октановое число показывает сопротивляемость топлива к детонации и, соответственно, его пригодность к конкретному типу двигателя. Поэтому можно определенно сказать – если вы желаете своему лодочному мотору долгую и счастливую жизнь, используйте топливо с соответствующим ему октановым показателем. А стоит ли использовать топливо «с запасом», и приобретать бензин с более высоким октановым показателем, чем это необходимо?!

Октановое число для лодочного мотора

Обслуживание лодочных моторовИтак, какой же октановый показатель бензина подойдёт для вашего мотора? Начнем с того, что большинство продаваемых на российском рынке моторов зарубежного производства рассчитаны на топливо с октановым числом 87 по американской классификации. По действующим у нас стандартам ему соответствует отечественный АИ92, если, конечно, речь идёт о качественном топливе. Он рекомендован для всех трех типов лодочных моторов – 4-тактных, двухтактных карбюраторных и 2-тактных с прямым впрыском, но бытует мнение, что лучше перестраховаться и использовать более высокооктановый бензин – АИ95 или даже АИ98.

Есть ли в этом смысл? На каком типе бензина лодочный мотор будет давать максимальный КПД, прослужит максимально долгий срок и не будет доставлять существенных проблем?! Бытует мнение, что если выбрать топливо с более высоким октановым показателем, нежели указано в руководстве производителем, вы увеличите мощность и гарантируете лучшую очистку камеры сгорания. Правда ли это?

Выше, в основах теории, мы рассказывали о том, что октановый показатель топлива должен соответствовать степени сжатия в цилиндрах двигателя. Если октановое число ниже необходимого – происходит детонация, а если больше вы… не получаете ничего.

Каждый двигатель рассчитан на определенную производительность и октановое число топлива подбирается таким образом, чтобы обеспечить плавное сгорание и отсутствие детонации. Какое бы топливо вы не заливали в семейный минивэн, вы не превратите его в спорткар. Так же точно и с лодочным мотором, какое бы топливо вы не заливали, заложенный производителем «потолок» вам не превзойти. Если, конечно, не форсировать двигатель, но для этого требуются соответствующие знания, в противном случае, это может негативно сказывается на ресурсе работоспособности мотора. В итоге – нет смысла заливать топливо с октановым числом более высоким, чем рекомендует производитель, никакого выигрыша в мощности вы не ощутите.

А как насчет очистки мотора? Бытует мнение, мол, более высокая температура сгорания обеспечивает лучшую очистку камер и продлевает жизнь двигателя. Однако в любом хорошем сервисе вам скажут – главной характеристикой топлива определяющей бесперебойную работу мотора являются содержащиеся в нем присадки. Об этом расскажем ниже.

О присадках и качестве бензина

Бензиновые лодочные моторы

Практически все специалисты единодушны в том, что для обеспечения долгой и надежной работы двигателя необходимы соответствующие присадки. Отмечается также, что в какой бензин они добавляются, в «родной» 92-й или 98-й, эффект будет одинаков. Рассмотрим, что же именно необходимо для лодочного мотора.

Производители моторов преимущественно рекомендуют три основных типа присадок – стабилизаторы, кондиционеры и антифриз. При этом каждый рекомендует свой или дружественный компании бренд, но в действительности какой-либо существенной разницы не обнаружено, так же как и нет каких либо «секретных» присадок для двигателей того или иного бренда. Все присадки универсальны и нужно лишь правильно их применять.

Смолистые и прочие отложения в двигателе следует удалять не высокооктановым бензином, а добавлением присадок-кондиционеров. Эффектом от их применения является более активное растворение отложений на компонентах двигателя. В двухтактных это, в основном, нагар на поршневых кольцах, в 4-тактных – нагар более всего образуется в камере сгорания и на впускных клапанах. Совсем не обязательно добавлять данную присадку при каждой поездке на рыбалку. Она рекомендована при регулярном использовании мотора в течение всего сезона. Если же вы планируете бороздить водные пространства всего несколько раз за сезон, то достаточно сосредоточиться на приобретении качественного топлива и масла.

Основная часть нагара, которую удаляет присадка-кондиционер, образуется при использовании некачественного топлива. Если вы используете 2-тактные двигатели, то особое внимание обращайте и на качество масла добавляемого в бензин. Там тоже необходимы соответствующие очищающие присадки. Они могут содержаться в оригинальных маслах от ведущих брендов, поэтому изучайте этикетки.

Следующая важная присадка – стабилизатор топлива. Более всего она необходима для моторов находящихся на длительном, от 2-х месяцев и более, хранении. Присадка-стабилизатор препятствует окислению топлива и появлению вредных для двигателя газов.

Антифриз необходим не только при работе двигателя в условиях низких температур – ранней весной, поздней осенью или даже зимой при плавании в незамерзающих водоёмах. Присадка-антифриз не позволяет замерзнуть влаге в топливной системе. Но даже при плюсовой температуре окружающей среды она рекомендуется к использованию, но правда в ограниченных случаях. Присадка связывает влагу с бензином и позволяет сгореть ей в камере сгорания но, вместе с тем, способствует удалению масла со стенок цилиндра. Поэтому антифриз не рекомендован к частому применению, а для удаления влаги лучше использовать другие методики:

  • Слив всего бензина из бака.
  • Хранение топлива в пластиковых канистрах, минимизирующих появление влаги.
  • Установка водоотделяющих фильтров. Это могут сделать специалисты сервисного центра, выполняющие проверку лодочного мотора и его техническое обслуживание.

Что же касается качества топлива, то всё вышесказанное справедливо лишь для бензина соответствующего заявленным требованиям. Покупка и применение разбавленного АИ92 также может стать причиной детонации. Не секрет, что на заправках октановое число продаваемого топлива часто завышается добавлением этилового спирта, при этом доля добавок может достигать 15-20%. Если, при приобретении топлива, вы не уверены в его качестве, советуем вам перестраховаться и приобрести бензин с более высоким октановым числом, например АИ95 вместо АИ92. В итоге рекомендации производителя будут соблюдены.

Немного про обслуживание

Своевременный сервис лодочных моторов не менее важен, чем приобретение качественного топливаСвоевременный сервис мотора не менее важен, чем приобретение качественного топлива. Весной, перед началом сезона необходимо провести техническое обслуживание и проверку лодочного мотора, включающие:

  • внешний осмотр двигателя;
  • очистку от пыли и загрязнений;
  • промывку бака и удаление конденсата;
  • регулировку зазора и чистку свечей зажигания;
  • проверку непроницаемости топливной системы;
  • продувку и промывку топливных фильтров;
  • шлифовку неровностей на гребном винте и подводной части (прирост от 5 и более процентов КПД);
  • проверку электропроводки;
  • смазку узлов и замену масла в редукторе.

Ремонт лодочного мотора и его регулярное техобслуживание желательно доверить специалистам из сервисного центра. Так вы сэкономите массу времени и сил, будете уверены в качестве проведенных работ и сможете весь сезон наслаждаться безупречной работой двигателя и быть уверенным в его надежности даже при длительных путешествиях по водным просторам.


Новости
5 Июня 2015 «Морской Узел» на Балтийском морском фестивале 2015

Гости мероприятия смогли познакомиться с лучшими моторами и лодками из ассортимента, пообщаться со специалистами сервиса лодочных моторов и поучаствовать в бесплатном тест-драйве от компании «Морской Узел».

8 Апреля 2015 Новые резиновые лодки «Флагман» в каталоге: надежность от отечественного производителя

В ассортименте лодок «Морской Узел» появились новинки – модели 320 и 320L от «Флагман». Легкие и надежные, эти современные плавсредства отлично подойдут как для воскресной рыбалки, так и для семейного туризма.

8 Апреля 2015 Плавсредство в аренду за 10 минут!

Мы ценим время наших клиентов, поэтому оформление проката лодочных моторов и надувных лодок в «Морском Узле» теперь занимает всего 10 минут. Начните планировать свой отдых уже сегодня!