Главная | Полезная информация | Лодочный мотор: как выбрать и подготовить к работе

Лодочный мотор: как выбрать и подготовить к работе

Лодочный мотор: как выбрать и подготовить к работеПодвесные лодочные моторы безраздельно властвуют в сегменте маломерных судов. Особую популярность они заслужили у приверженцев надувных плавсредств. Неудивительно: компактный силовой агрегат можно хранить в гараже или подсобке, а относительно малый вес упрощает его транспортировку к ближайшему водоёму или месту сдачи лодок в аренду.

Ремонт подвесных моторов не бьёт по карману владельца, а горюче-смазочные материалы хорошего качества представлены на российском рынке в ассортименте. Любителям рыбалки, охоты или скоростных водных прогулок по воде остаётся лишь заручиться информационной поддержкой, немного углубиться в вопрос и выбрать силовой агрегат, максимально соответствующий желаемым запросам.

Классификация моторов

Бензиновые лодочные моторы принято классифицировать по следующим параметрам:

  • рабочему циклу (двухтактный/четырёхтактный);
  • мощности;
  • длине дейдвуда («ноги» мотора);
  • типу управления (прямое, дистанционное).

Остановимся на ключевых параметрах поподробнее.

Рабочий цикл

За счёт высокой удельной мощности, компактности и малого веса двухтактные лодочные моторы изначально получили более широкое распространение в России. Однако, по мере совершенствования четырёхтактников и с приходом в нашу страну зарубежных производителей, они начали стремительно терять пальму первенства. При равной мощности четырёхтактный мотор более экономичен, к тому же имеет более лёгкий старт. Конечно, здесь есть и свои нюансы: обкатка лодочного мотора такого типа чуть сложнее за счёт использования в его конструкции подшипников скольжения, да и стоит четырёхтактный подвесной мотор несколько дороже. Тем не менее затраты эти со временем окупаются экономией на горюче-смазочных материалах.

Мощность

Аренда лодки с мотором — залог хорошего отдыхаПожалуй, одна из ключевых характеристик, на которую обращают внимание при покупке. Сегодня на рынке имеются как приеместые двухтактные силовые агрегаты всего в несколько лошадиных сил, так и подвесные моторы, мощность которых переваливает за 300 л. с. В конце 2013 года Yamaha выпустила 350-сильный лодочный мотор. Сервис и его заправка обходятся в круглую сумму, однако такой «монстр» может с лёгкостью выводить на глиссер даже тяжёлые катера, устанавливая рекорды скорости.

Дейдвуд

Дейдвуд, он же «нога», он же «сапог» — важнейший конструктивный элемент, с которым вы должны определиться в первую очередь при выборе лодочного мотора. Дейдвуды бывают:

  • стандартные (S);
  • длинные (L);
  • сверхдлинные (X);
  • ультрадлинные (U).

Чтобы самостоятельно определить длину дейдвуда при выборе мотора, нужно знать высоту транца вашей лодки. Обычно она указана в паспорте. Если паспорт утерян, померять данный параметр можно вручную, вытащив лодку на сушу и сделав замер рулеткой.

Права и регистрация

С 1 января 2015 года в России начала действовать новая система аттестации водителей плавательных средств. Однако по большей части изменения в системе правового регулирования касаются материально-технического обеспечения полигонов ГИМС и состава проверяющей комиссии. Всё, что нужно знать владельцам маломерных плавсредств или желающим взять лодку в арендуэто всего две цифры: 10 л. с. и 200 кг. Если масса вашей лодки не переваливает за 200 кг, а мощность подвесного мотора не превышает 10.88 л. с., нет необходимости регистрировать плавсредство в ГИМСе. Наличие прав также не является обязательным.

Отечественный или зарубежный?

Ремонт лодочного мотора — это последнее, чем хотелось бы заниматься на озере или речке в выходной день. Внезапно вышедший из строя силовой агрегат может сильно испортить настроение, не говоря уже о потерянном времени и нервах. По этой причине люди всегда стремятся выбрать мотор от хорошо зарекомендовавшего себя производителя. Каким он будет: отечественным или зарубежным — это уже дело личных предпочтений.

Наиболее популярными моделями отечественной сборки были и остаются: «Ветерок», «Нептун» и «Вихрь». К большому сожалению, подвесные моторы от данных производителей не отличаются большим разнообразием в плане мощности. Каждая марка представлена всего парой-тройкой моделей, что не идёт ни в какое сравнение с изобилием имеющихся на рынке плавательных средств.

При небольшой доработке, правильной обкатке лодочного мотора и регулярном техническом обслуживании, отечественные двухтактники и четырёхтактники вполне могут конкурировать с зарубежными моторами той же мощности. Однако полностью исправить мелкие ошибки инженеров и ликвидировать недочёты конструкции всё же довольно сложно: эта задача по силам лишь очень опытным мастерам-энтузиастам. Остальным же рекомендуем обратить внимание на хорошо зарекомендовавшие себя Suzuki, Mariner и Mercury. Есть и промежуточные решения в виде китайской HDX, чьи моторы успели хорошо проявить себя на российских водоёмах.

Цифры те же, мощность разная

Чтобы после покупки и проверки лодочного мотора отечественного производства у вас не возникло ощущения нехватки мощности, рекомендуем вникнуть в особенности маркировки. Дело в том, что у российских и зарубежных производителей различный подход к снятию показателей мощности. Наши производители снимают замеры с коленвала двигателя, а зарубежные коллеги — с гребного вала или винта. Естественно, во втором случае значения получаются более достоверными, так как отсекают потери в редукторе и на импеллере. В целом эти потери составляют 10-15%, поэтому всегда уточняйте у поставщика, о каком показателе мощности идёт речь.

Классификация лодочных моторов

Не стоит списывать со счетов и характеристики гребного винта вкупе с редукцией. Практически у всех зарубежных лодочных двигателей, за исключением ряда китайских моделей, передаточное отношение выше, а геометрия лопастей рассчитана лучше. За счёт этого выигрыш в тяге при скоростях, близких к глиссерным, может достигать 15-20%. Кроме того, на большинстве подвесных моторов отечественного производства установлен более тяжёлый и хуже отполированный винт. Из всех этих факторов, каждый из который вносит свою лепту в общие характеристики, складывается ощутимая разница в мощности между зарубежными и российскими моторами. Так, по силе тяги YAMAHA 15 FMHS приблизительно равна «Вихрю-25». Учитывайте это, выбирая подвесной мотор для вашей лодки.

Что касается долговечности, то здесь безоговорочно лидируют зарубежные бренды. Ремонт подвесных лодочных моторов американского и японского производства требуется производить намного реже, если оказывать им своевременный сервис. Но в данном случае речь идёт о действительно квалифицированном сервисе с использованием рекомендованных производителем сменных запчастей и смазочных материалов. Если пренебрегать этим вопросом, то все преимущества дорогостоящего импортного мотора могут быть сведены на нет. Учитывайте также, что при ремонте редуктора лодочного мотора у вас есть все шансы лишиться гарантии. Эту и другие ремонтные процедуры лучше осуществлять в мастерских, где для этого есть всё необходимое оборудование.

Обкатка

Обкатка лодочного мотораОбкатка — это постепенное врабатывание двигателя в рабочий режим, в процессе которого его движущиеся части притираются друг к другу. Процедура представляет собой эксплуатацию двигателя в особом щадящем режиме с использованием повышенного количества смазочных материалов. Постепенно обороты повышаются, а количество смазки приближается к своему паспортному значению. Если миновать этот этап, можно подвергнуть двигатель преждевременному износу или даже заклинить его. Оптимальный вариант — заказать обкатку и проверку лодочного мотора в мастерской. Если в ходе данной процедуры всплывёт какой-то дефект, мотор можно будет сразу же поменять по гарантии.

Собственный мотор — залог хорошего отдыха

Учитывая большое количество компаний, сдающих лодки в аренду за разумную плату, перспектива иметь в распоряжении собственный мотор видится очень привлекательной. Вы всегда будете уверены в своём силовом агрегате, качестве его смазки и топлива. Вы будете знать, что он не подведёт вас посреди путешествия, заставив грести вёслами всю оставшуюся часть пути. Важно лишь определиться и выбрать мотор под определённые цели, будь то рыбалка, охота, размеренные водные прогулки или скоростные проходки участков на глиссере.

Не бензином единым

Принимая в расчёт повышающиеся с каждым годом требования к сбережению природно-заповедных ресурсов страны, мало-помалу в продаже начинают появляться экологически чистые и бесшумные лодочные электромоторы. Но их доля на фоне общего количества бензиновых силовых агрегатов пока настолько мала, что говорить о тенденции ещё слишком рано.


Новости
5 Июня 2015 «Морской Узел» на Балтийском морском фестивале 2015

Гости мероприятия смогли познакомиться с лучшими моторами и лодками из ассортимента, пообщаться со специалистами сервиса лодочных моторов и поучаствовать в бесплатном тест-драйве от компании «Морской Узел».

8 Апреля 2015 Новые резиновые лодки «Флагман» в каталоге: надежность от отечественного производителя

В ассортименте лодок «Морской Узел» появились новинки – модели 320 и 320L от «Флагман». Легкие и надежные, эти современные плавсредства отлично подойдут как для воскресной рыбалки, так и для семейного туризма.

8 Апреля 2015 Плавсредство в аренду за 10 минут!

Мы ценим время наших клиентов, поэтому оформление проката лодочных моторов и надувных лодок в «Морском Узле» теперь занимает всего 10 минут. Начните планировать свой отдых уже сегодня!