Главная | Полезная информация | Как подобрать гребной винт для лодочного мотора

Как подобрать гребной винт для лодочного мотора

Для каждой из комбинаций: "лодка – нагрузка – мотор" существует лишь один вариант гребного винта позволяющего достичь наибольшей скорости при номинальных оборотах, наибольшей экономичности и на долго отодвинуть капитальный ремонт лодочного мотора. И если в прежние времена, из-за ограниченного выбора винтов и сравнительно небольшой стоимости моторов это мало кого волновало, то сегодня, с появлением дорогих импортных двигателей и подорожанием топлива, этот вопрос интересует многих владельцев моторных лодок. Как реализовать всю мощь мотора и сэкономить на бензине? Попробуем дать несколько простых рекомендаций.

Устройство гребного винта лодочного мотора

Начнем с теории. Наиболее важными параметрами винта являются его шаг и диаметр. От них зависит, какой объём воды захватывает гребной винт и отбрасывает назад, создавая требуемый для передвижения упор. При изменении количества оборотов винта изменяется и потребляемая мощность и требуемый крутящий момент. Это соотношение называется винтовой характеристикой и она индивидуальна для каждого мотора.

На загрузку двигателя заметно влияет диаметр винта. Так, например, при уменьшении диаметра винта всего на 5% необходимая мощность двигателя снижается почти на 30%. Но одним лишь изменением диаметра нельзя добиться наилучшего результата, возможности ограничивает корпус редуктора мотора.

Приведем простой пример, говорящий о том насколько важен сервис лодочных моторов с подбором оптимального винта. Так, при установленном штатном винте с шагом 300 мм (Н) на двигатель «Вихрь-30» моторная лодка «Крым» развивает 37 км/ч с двумя пассажирами на борту и 22 км/ч с четырьмя пассажирами. При установке винта с шагом 264 мм, полная нагрузка не помешает достичь скорости в 32 км/ч. Оптимальные же показатели работы достигаются при диаметре (D) и шаге в 240 мм. Полученное шаговое соотношение H/D=240/240=1,0 позволяет повысить наибольшую скорость до 42 км/ч, а скорость при максимальной нагрузке – до 38 км/ч.

При оптимизации значительно экономится и горючее – с 400 г. на км. пути до 240 г. (при одинаковом грузе в 400 кг.). Выбор винта осуществляется с учетом сопротивления воды движению лодки при определенной скорости и нагрузке. При этом для легких и быстроходных лодок требуется винт с большим шагом, для менее быстрых и более тяжелых – с меньшим шагом. Подобрать правильный винт лучше всего доверить специалистам из сервиса лодочных моторов. Наилучший результат дают практические испытания из-за индивидуальных особенностей каждой лодки.

В целом, если взять наиболее часто используемые моторы мощностью 25 – 30 л. с. со штатными винтами с шагом 280 – 300 мм., то наилучший результат они демонстрируют на плоскодонках весом до 150 кг и нагрузкой до 200 кг. Если лодка меньшего веса (до 100 кг.), то путем увеличения шага до 310 – 345 мм можно достичь заметного прироста скорости. При установке этого же мотора на тяжелую глиссирующую лодку с большим килем и нагрузкой до 400-500 кг. возможно уменьшение шага до 220-240 мм. Но здесь следует учесть, что при малой нагрузке для данной лодки необходим другой винт, в противном случае в скором времени понадобится ремонт лодочного мотора из-за «перекручивания» оборотов.

Как подобрать гребной винт для лодочного мотора

Обратите внимание и на то, что наилучшие показатели работы винта достигаются при горизонтальном расположении его оси. При наклоне по отношению к горизонту на угол более 10° будет заметным падение КПД.

Решением проблемы может стать установка винта с переменным шагом, т. н. «мультипитч» диаметром 240 мм. Изменить шаг можно в течение 5 минут без снятия двигателя, и даже находясь посреди водоёма. Но в любом решении есть свои недостатки. В гребных винтах с переменным шагом это уменьшении КПД при отклонении шага от конструктивного значения. Причина – поворот лопасти при изменении шага с искажением распределения шага по радиусу лопасти. Но, несмотря на этот недостаток, винты мультипитч являются одним из наиболее оптимальных решений.

Если же выбор типичных вариантов использования ограничен, то есть смысл иметь 2-3 гребных винта для различных ситуаций. Например, один винт для полной загрузки лодки и один для облегченного скоростного хода. И, в любом случае, согласуйте все изменения со специалистом. Ведь речь идёт о долговечности мотора.


Новости
5 Июня 2015 «Морской Узел» на Балтийском морском фестивале 2015

Гости мероприятия смогли познакомиться с лучшими моторами и лодками из ассортимента, пообщаться со специалистами сервиса лодочных моторов и поучаствовать в бесплатном тест-драйве от компании «Морской Узел».

8 Апреля 2015 Новые резиновые лодки «Флагман» в каталоге: надежность от отечественного производителя

В ассортименте лодок «Морской Узел» появились новинки – модели 320 и 320L от «Флагман». Легкие и надежные, эти современные плавсредства отлично подойдут как для воскресной рыбалки, так и для семейного туризма.

8 Апреля 2015 Плавсредство в аренду за 10 минут!

Мы ценим время наших клиентов, поэтому оформление проката лодочных моторов и надувных лодок в «Морском Узле» теперь занимает всего 10 минут. Начните планировать свой отдых уже сегодня!