Главная | Полезная информация | 4 VS 2 такта: арифметика мощности

4 VS 2 такта: арифметика мощности

4 VS 2 такта: арифметика мощностиКоличество тактов рабочего цикла — первое, на что обращают внимание при покупке лодочного мотора. Все остальное: расход топлива, вредность выхлопа, шум — это скорее следствие. Как же понять, какой двигатель подойдёт для ваших нужд? Чему отдать предпочтение — проверенной временем классике или перспективному направлению моторостроения?

Долгое время в сегменте лодочных моторов малой и средней мощности безраздельно властвовали двухтактники. Однако начиная с 2006 года ситуация постепенно начала меняться. Именно в этом году в Соединённых Штатах вступил в силу закон, ужесточающий контроль за вредными выбросами лодочных моторов. Сервис превратился из периодического низкозатратного мероприятия в регулярную необходимость, а временные промежутки между прохождениями теста на CO2 пришлось сократить в несколько раз. Как и следовало ожидать, производители отреагировали моментально, чего нельзя сказать о покупателях. Далеко не все ринулись заказывать экологичные и экономные, но при этом громоздкие и дорогие четырёхтактники.

С 2006 года многое изменилось. В каждом прокате лодочных моторов можно сегодня встретить как приемистые двухтактники, так и старшие четырёхтактные модели. Притом конкуренция происходит уже в едином кубатурном сегменте.

Принципиальные различия

Итак, вы регулярно берёте лодку в аренду или являетесь её счастливым обладателем. Вы желаете подобрать мотор, лучше всего подходящий для ваших задач. Чтобы принять верное решение, сперва лучше слегка углубиться в теорию.

Основное отличие двухтактного двигателя от четырёхтактного состоит в том, что фаза всасывания свежей горючей смеси совмещена в нём с фазой выброса смеси отработанной. Говоря более простым языком, свежая смесь выталкивает из цилиндра выхлопные газы. Такая организация рабочего цикла более проста, но менее эффективна, чем четырёхтактная, ведь вытеснять отработанную смесь без потерь свежепоступившей попросту невозможно. Из-за этого падает КПД мотора и повышается его расход топлива. Но в первую очередь это сказывается на содержании в выхлопе CO2.

Как вы, вероятно, уже поняли, рабочий такт в двухтактном моторе осуществляется вдвое чаще, чем в четырёхтактном. За счёт этого при равных оборотах мощность двухтактного двигателя всегда будет выше. Есть и ещё один приятный бонус такого устройства: за счёт отсутствия газораспределительных механизмов в цилиндрах, ремонт лодочных моторов с двухтактным рабочим циклом стоит дешевле.

Вибрация и синфазность

Обкатка лодочного мотораВибрация — это первое, за чем следят при обкатке лодочного мотора, а нередко и по её завершении. Как правило, она активно проявляет себя при частотах, близких к частоте вращения коленчатого вала. Наиболее губительными для изнашиваемых деталей являются первая и вторая виброгармоники, с которыми обычно и ведут борьбу производители. Именно по этой причине в прокате лодочных моторов практически не осталось маломощных четырёхтактников, выполненных по одноцилиндровой схеме. Два цилиндра, работающие синфазно, гасят толчки друг друга. В то же время поршни двухтактного двигателя, движущиеся в противофазе, генерируют вибрацию при работе. По вибронагруженности, КПД и скорости износа они мало чем отличаются от одноцилиндровых. Неудивительно, что в сервис лодочные моторы данного типа попадают чаще других.

С целью уменьшить первую виброгармонику производители четырёхтактных моторов начали включать в их конструкцию балансировочные валы. Это помогло, однако сделало моторы ещё более тяжёлыми, громоздкими и дорогими.

Явных фаворитов нет

Как видим, явных фаворитов в сегменте лодочных моторов нет. По совокупному количеству плюсов и минусов они идут, что называется, борт в борт. С одной стороны сервис четырёхтактных лодочных моторов обходится владельцу дороже, но в то же время он экономит на горюче-смазочных материалах. Вроде бы сокращается количество вредных выбросов в окружающую среду, но в то же время за это приходится платить на треть большей стоимостью и на столько же возросшим весом.

По большому счёту при выборе мотора следует исходить из того, какой отдых на воде для вас более предпочтителен. Любите скоростные прогулки на глиссере, катание на водных лыжах и вейкборде? Вам больше подойдёт мощный четырёхтактник. Предпочитаете рыбную ловлю троллингом? В этом случае бюджетный двухтактник более предпочтителен. Как показывает практика проката лодочных моторов, наибольшим спросом сейчас пользуются двухтактные модели мощностью до 15 л. с. с румпельным управлением.

Прямой впрыск вступает в игру

Почувствовав, что эра двухтактников близится к закату, производители моторов решили продлить им жизнь. Была разработана новая система прямого впрыска, смешавшая все карты приверженцам четырёхтактного рабочего цикла. Такие гиганты, как Tohatsu, Mercury, Suzuki и Bombardier быстро взяли данную технологию на вооружение, принявшись выпускать мощные и относительно недорогие модели, которые лишены всех классических недостатков двухтактника. Они меньше загрязняют атмосферу и отличаются более высоким КПД. Этого удалось достичь за счёт упразднения карбюратора и его замены на более сложную систему, подающую точно отмеренное количество рабочей смеси в каждый цилиндр. Столь точное дозирование позволило добиться режима работы, при котором в окружающую среду выбрасывается минимум несгоревшего топлива. В США такие моторы быстро завоевали широкую популярность, так как позволяют сэкономить до 15% средств, вписавшись при этом в строгие нормы EPA по вредным выбросам.

Цена — далеко не всегда определяющий фактор

Прокат лодок с мотором заслуженно набирает популярностьНесмотря на все преимущества прямого впрыска, у большинства любителей скоростных прогулок по водной глади он ассоциируется скорее с улучшенной технологией прошлого, нежели с чем-то инновационным. Да, ремонт лодочных моторов такого типа обходится дешевле, а расход снижается на 10%. Но этими цифрами можно убедить скорее расчётливого и экономного европейца. В наших широтах мощные моторы всегда пользовались большой популярностью среди владельцев катеров, и они продолжают успешно завоёвывать рынок.

Большинство людей, которые берут лодку в аренду на выходные, не особо углубляются в технические характеристики, а экономия топлива и наносимый вред окружающей среде часто волнует их в последнюю очередь. Они знакомятся с работой четырёхтактного мотора и воочию видят его преимущества. Что и говорить о владельцах катеров стоимостью $30 000 и выше. Экономия на двигателе в $300 с целью снижения вреда окружающей среде далеко не всегда кажется им приемлемой.

Ложка дёгтя

Ремонт лодочного мотора с рабочим циклом в четыре такта — достаточно сложная процедура. Учитывая любовь наших людей к самостоятельному ремонту, очень часто подобная затея заканчивается не очень удачно. Приобретая мощный четырёхтактный агрегат от такого гиганта, как Mercury или Suzuki, придётся смириться с тем фактом, что на его обслуживание необходимо будет выделить отдельную статью расходов. Консервация и хранение мотора также несколько усложняются, в связи с чем лучше доверить их профессионалам.

Покупка или аренда?

Прокат лодок заслуженно набирает популярность в городе на Неве. Вместе с тем у большинства петербуржцев возникает вполне резонный вопрос: брать лодку в аренду вместе с мотором или же обзавестись собственным агрегатом? Тут следует исходить сугубо из экономической целесообразности: если отдых на воде для вас — не просто хобби, рано или поздно вас перестанут удовлетворять прокатные двигатели. Однако есть у проката и огромный плюс: он позволяет за сравнительно небольшую плату протестировать и двухтактные, и четырёхтактные модели. Всего за один сезон вы сможете понять, что лучше подходит именно для вас. Кроме того, вы сможете выслушать рекомендации квалифицированных специалистов и получить ответы на вопросы, касающиеся сервиса лодочных моторов, расхода их топлива и экономической целесообразности тех или иных моделей.


Новости
5 Июня 2015 «Морской Узел» на Балтийском морском фестивале 2015

Гости мероприятия смогли познакомиться с лучшими моторами и лодками из ассортимента, пообщаться со специалистами сервиса лодочных моторов и поучаствовать в бесплатном тест-драйве от компании «Морской Узел».

8 Апреля 2015 Новые резиновые лодки «Флагман» в каталоге: надежность от отечественного производителя

В ассортименте лодок «Морской Узел» появились новинки – модели 320 и 320L от «Флагман». Легкие и надежные, эти современные плавсредства отлично подойдут как для воскресной рыбалки, так и для семейного туризма.

8 Апреля 2015 Плавсредство в аренду за 10 минут!

Мы ценим время наших клиентов, поэтому оформление проката лодочных моторов и надувных лодок в «Морском Узле» теперь занимает всего 10 минут. Начните планировать свой отдых уже сегодня!